Испытательная лаборатория прочности и надёжности конструкций летательных аппаратов (ИЛ ПНК ЛА)

История

Начало пути

Испытательная лаборатория прочности и надёжности летательных аппаратов (ИЛ ПНК ЛА) Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) была организована в ноябре 1943 года на базе эвакуированной в годы войны в Казань лаборатории авиационных конструкций филиала ЦАГИ.
Направление первых экспериментальных исследований определила война: сотрудники лаборатории занимались исследованиями статической и динамической прочности боевых самолетов Пе-2 и По-2.

После войны в лаборатории шли статические испытания самолетов Як-12, Як-18А, Як-18П, Як-40, планеров А-2, А-11, А-13, Бро-1, Маг-1, БК-6, КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-19, СА-1, СА-5, СА-6, СА-9, СА-7У, СА-7Р, СА-8, СА-8Т. Новая страница в деятельности лаборатории началась в 50-е годы с прочностных испытаний вертолета МИ-1. С 1992 года испытательная лаборатория прочности и надёжности конструкций летательных аппаратов проводит все свои испытания на хоздоговорной основе, выполняя работы по заказам различных предприятий и организаций. В числе партнёров ИЛ ПНК ЛА — Казанский вертолетный завод, Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля, Улан-Удэнский авиационный завод, КНПП «Вертолёты МИ». Лаборатория проводит испытания узлов и агрегатов на всех этапах создания авиационной техники – с проектирования летательного аппарата до его серийного производства.

В лаборатории спроектированы и построены уникальные многоканальные динамические стенды с применением электрогидравлической системы нагружения и компьютерных технологий управления и обработки информации в реальном времени.

Сегодня лаборатория оснащена современным отечественным и зарубежным испытательным оборудованием, вычислительными системами для управления испытаниями и обработки результатов. Лаборатория имеет зал статических испытаний площадью          400 кв. м.

Статические испытания

В лаборатории разработана методика и создано специальное испытательное оборудование для испытаний прочности основных силовых конструкций и агрегатов вертолёта: хвостовой балки и внешней подвески вертолёта; рулевого винта, автомата перекоса, забустерного управления рулевым винтом, управления несущим винтом, элементов крепления двигателя, полозкового шасси. Для проведения статических испытаний используются современные средства измерений, управление нагружением, обработки результатов испытаний.
При проведении статических испытаний управление нагружением осуществляется гидравлическим пультом, а также автоматизированными системами управления.

Динамические испытания

В лаборатории проводятся испытания гидравлических и масляных систем, топливных баков, подкосов редукторной рамы, забустерной части проводки управления рулевым винтом вертолетов. А также испытания на износ подвижных соединений вертолетов.

При КНИТУ-КАИ аккредитована 639 ВП МО РФ

Начальник 639 ВП МО РФ – Ботайкин Е. Н.

Виды проводимых испытаний

  • Узлы и детали авиационные нормализованные (детали крепёжные авиационные)
  • Узлы и детали стандартизированные
  • Средства спасения и десантирования авиационные
  • Беспилотные летательные аппараты
  • Самолеты, планеры и воздухоплавательные аппараты гражданские
  • Вертолёты гражданские
  • Компоненты летательных аппаратов и их двигателей
  • Металлы и их сплавы
  • Неметаллы
  • Композиционные материалы
  • Конструкционные образцы

Структурная схема лаборатории

Испытательная лаборатория КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева соответствует современным техническим требованиям; в её штате – только профессиональные специалисты. Большой опыт испытательной и исследовательской работы, приобретённый лабораторией, востребованность её разработок в последние годы позволяет уверенно смотреть в будущее.
Приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные организации, работающих в области создания машиностроительных конструкций со специальными требованиями к характеристикам прочности.